Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 02.05.2024, 23:02

МКДОУ ДС №72
г. Петров Вал

Уважаемые родители! С 1 декабря 2015 года в нашем детском саду начинает работу консультационный центр "На крыльях детства". Ознакомиться
ПОС
Block content
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Категории раздела
Ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Аннотации к программам
04.03.2014, 15:07

Аннотации к программам МКДОУ дс №72

Основные программы дошкольного образования

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой,  Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой)

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие в рамках этой программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 

 

Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования

«Цветные ладошки» И.А. Лыкова (лепка, аппликация, рисование, художественный труд)

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» по формированию эстетического отношения и художественно-творческого развития представляет собой вариант реализации базисных задач художественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.  В своих целевых установках программа ориентирована на обогащение и творческое развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. В программе «Цветные ладошки»  разработана модель интегрированного культуросообразного  образовательного пространства в ДОУ на основе комплексирования разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп.

Интеграция видов художественно- эстетической деятельности в дошкольном  детстве имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей без подкрепления ее словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей он легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности.

 

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Авторский коллектив: О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина

Программа вобрала в себя результаты исследований, посвященных вопросам взаимодействия языка и речи, связи речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста.

В программе осуществлен принципиально новый подход, направленный на комплексное решение задач развития при ведущей роли связной речи. На каждом возрастном этапе образовательное содержание по разным аспектам речевого развития усложняется, при этом сохраняется центральное направление в каждом из задач: в развитии связной речи — связывание предложений в высказывания; словарной работе — усвоение смысловой стороны слова; грамматике — формирование языковых обобщений; звуковой культуры речи — интонационное оформление высказывания. Для каждого возрастного этапа определены речевые умения по овладению целостностью, связностью высказывания, лексическим разнообразием, грамматически правильным построением предложений, звуковым оформлением изложения.

  

Программа развития связной речи детей 5-7 лет

Автор-составитель Е.Ю.Бухтоярова 

Данная программа соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как полностью реализует цели образовательной области «Коммуникация» с учетом всех возможностей детей с нарушениями речи и относится к части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Цель программы:

ñ     закрепление и развитие у детей с нарушениями речи, навыков речевого общения, речевой коммуникации;

ñ     формирование навыков построения связных монологических высказываний;

ñ     развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

ñ     целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).

Отличительные особенности программы — доступность методического материала, близость терминологии к школьной программе.

 Программа «Математические ступеньки»

Автор Е.В.Колесникова

Данный цикл является авторским и представлен дидактическими пособиями по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В цикле «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.

Основное назначение цикла «Математические ступеньки» в следующем:

ñ     оказать практическую помощь педагогам в подготовке и проведении занятий по развитию математических представлений в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения;

ñ     предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу;

ñ     подготовить детей к школе, способствуя: формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения, овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение,обобщение, классификация), формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно, формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку, развития способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, овладению навыками речевого общения, развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

При организации процесса формирования математических представлений рекомендуется широко использовать такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения, стихи, рисунки, задания практического характера.

Большое внимание в программе уделено обучению детей записи чисел и знаков. Работа по формированию геометрических представлений предполагает не только знакомство с геометрическими фигурами, но и их анализ, связанный с выделением их составляющих частей.

 

   Программа «Наш дом — природа»

Автор Н.А. Рыжова

 Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом — природа» - авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту:развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представления о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений,опытов, игр и т. д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

 

Программа « Юный эколог»

Автор С.Н. Николаева

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

В программе «Юный эколог» выделяется два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение. Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».

Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентированна на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов. Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Разделы 2,3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Раздел 4 — прослеживает роль среды обитания  в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

 Программа «Ладушки». 

Авторы И. Каплунова, И. Новооскольцева.

Ориентирована на возраст от трех лет.

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

музыкально-ритмическое движение;

развитие чувства ритма, музицирование;

пальчиковая гимнастика;

слушание музыки;

распевание, пение;

пляски, игры, хороводы.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

 Программа «Музыкальные шедевры»

Автор: О. П. Радынова.

Ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. В настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.

Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

песня, танец, марш;

музыка рассказывает о животных и птицах;

природа и музыка;

сказка в музыке;

музыкальные инструменты и игрушки

 В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

 

Программа «Топ, хлоп, малыши» 

Авторы: Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной.

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева). Но недостаток, который влияет на общее впечатление - некорректная запись музыки на аудиодиск. Недопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и тяжелыми басами. Это портит слух, это раздражает нервную систему.

 

Программы педагога-психолога

Тренинговая  программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!» (С.В. Крюковой) — сентябрь-октябрь.

Основная цель программы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям ДОУ.

Задачи программы:

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

- развивать навыки социального поведения;

- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

- формировать позитивное отношение к своему «Я»;

- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

- формировать позитивное отношение к сверстникам.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1484 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0