Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 19.06.2018, 22:54

МКДОУ ДС №72
г. Петров Вал

Уважаемые родители! С 1 декабря 2015 года в нашем детском саду начинает работу консультационный центр "На крыльях детства". Ознакомиться
Меню сайта
Ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психолог и Я

«Кризис дошкольного возраста: кризис 7 лет. Помогаем ребенку освоить новую социальную роль школьника».

Л. С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. На самом деле, этот кризис может быть и в 6, и в 7, и даже в 5 лет – в зависимости от того момента, когда ребенок пойдет в школу. Новый социальный статус ученика накладывает и новые обязанности, условия жизни, изменение биоритмов (дети сидят на уроке по 35 мин в статическом положении, материал складывается в основном из абстрактных понятий, днем не спит, после школы делает уроки все в той же статической позе, на игру практически времени не остается).

Признаки наступления кризисного периода:

– возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

– появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

– непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

– хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых), с наступлением кризиса 7 лет вымысел считается обманом;

– демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

– обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

Рекомендации по преодолению кризиса 7 лет.

- Адаптационный период. 3 – 4 месяца после школы давать ребенку поиграть (отдохнуть), а уж после - делать уроки. Если домашнее задание большое, то лучше разбить его на 2 части. В промежутке ребенок может поиграть.

- Мотивационная готовность к школе. Ребенка нужно морально готовить к школе заранее. Лучше всего, опираясь на потребность детей дошкольного возраста – потребность в событийности детской жизни (необходимость видеть, слышать, ощущать каждый день что-то новое, тяга к новому). Взрослый объясняет, что в школе ребенок узнает много нового и интересного. Внешняя атрибутика (форма, рюкзак…) – второстепенный мотив.

- Когнитивная сфера. Для наилучшего развития психических процессов, нужно развивать мелкую моторику. Она напрямую связана с развитием речи, а речь – с мышлением. Внимание и цветовосприятие можно развивать в тандеме: обращать внимание на цветовое многообразие окружающего мира. Заучивание стихов с объяснением их смыслового содержания, развивает одновременно память, речь, мышление.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 мин) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитое воображение;

- начальные навыки чтения, письма, счета;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Хотелось бы Вам напомнить слова известного деятеля в области психологии и педагогики Леонида Абрамовича Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

ФОРМУЛА ГОТОВНОСТИ.

ЖЕЛАНИЕ+ ВОЗМОЖНОСТИ=ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ. Если ребенок готов по одной группе показателей, но не готов по другой, то в школе он может столкнуться с самыми разными проблемами

ХОЧУ УЧИТЬСЯ! + МОГУ УЧИТЬСЯ! = ШКОЛЬНИК!

Ребенка можно назвать психологически готовым к школе только тогда, когда у него есть желание (Хочу!) и возможности (Могу!) учиться.

Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего первоклассника к новым условиям. От того, насколько Вы, взрослые, будете внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.

Что такое психологическая готовность к школе?

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Всем известно, как трудно научить чему-то ребёнка, если он этого не хочет. Поэтому, прежде всего, чтобы ребёнок успешно учился, он должен быть мотивационно готов к обучению, т.е. иметь желание учиться. Только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью.

Важно рассказывать детям, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. Всё это способствует формированию у вашего ребёнка стремления пойти в школу и готовности соблюдать школьные обязанности и правила.

Говорите детям: «Школа – это особое место, где учат и учатся, т. е. делают важное, необходимое и почётное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты всё время узнаёшь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учёба – это как папина работа, к ней надо относиться всерьёз. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили телевизор, радио, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьёз.

Учитель самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятёрки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше, и в конце концов обязательно получится».

Содействуйте становлению у вашего ребёнка учебной мотивации:

- Пробуждайте у него познавательный интерес (ежедневное чтение художественной и научно-познавательной литературы с последующим обсуждением; просмотр познавательных телевизионных передач, соответствующих возрасту).

- Расширяйте кругозор своего ребёнка.

- Побуждайте его задавать вопросы на интересующую его тему и показывайте ему, как в книгах (например, детских энциклопедиях) можно находить ответы на эти вопросы.

- Уважительно и внимательно относитесь к потребностям и достижениям ребёнка, эмоционально одобряйте его достижения при других детях и взрослых.

- Эмоционально поощряйте его успехи и попытки овладеть чем-то новым, даже если у него не получается достичь хорошего результата.

- Не ругайте ребёнка за ошибки, а разбирайте эти ошибки вместе с ними, объясняя, как надо сделать правильно, и выражая уверенность, что у ребёнка обязательно получится, если он будет стараться.

- Побуждайте ребёнка справляться с трудностями и добиваться результата.

- Читайте книги о трудностях как естественной, но преодолимой ситуации при овладении чем-то новым.

- Обеспечьте условия для полноценного развёртывания игровой деятельности ребёнка.

- Не допускайте подмены психологической подготовки к школьному обучению азам школьного обучения (умению читать, писать, считать).

- Читайте книги о школе, о первоклассниках.

- Способствуйте формированию у ребёнка положительного образа школы и положительного образа ученика.

- Объясняйте смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен много знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребёнок научится читать, писать, хорошо считать, решать трудные задачи и др.).

- Создавайте у ребёнка установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо интереснее жить.

- Создавайте у ребёнка установку, что пока он маленький, он не ходит в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьёзно учиться, как взрослые.

Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты. Эти упражнения развивают внимание детей, работоспособность. Родители часто стараются заранее научить ребенка читать, писать, тратят на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок до поступления в школу. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, уровень зрительно-моторных координаций. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка и др. Очень важный элемент готовности к школе – умение работать по инструкции.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс. Всем родителям необходимо своевременно проверить ребенка у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребенку исправить дефекты речи, избежать того, что он станет замкнутым, стеснительным.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 мин) сосредоточению;

- хорошая память, развитое воображение;

- сообразительность, любознательность;

- начальные навыки чтения, письма, счета;

- физическая ловкость;

- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

___________________________________________________________________________

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

  • Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
  • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  • С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  • Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
  • Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
  • Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  • Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама с папой обязательно придут за ним.
  • Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
  • Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
  • Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
  • Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
  • Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
  • Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
  6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
  9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
  13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Что делать в «трудных» ситуациях?

Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания можно так:

  • совместно с родителями предъявлять детям единые, обоснованные и понятные им требования;
  • учитывать возрастные особенности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребенку помощь в трудных для него ситуациях;
  • терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки;
  • показывать детям собственный пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением.

Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность можно так:

  • рассказывать ребенку о его реальных и возможных достижениях («Смотри, зайка, как аккуратно умеет складывать вещи в шкафчик наша (имя). Ты можешь у нее поучиться»);
  • отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты сделанного ребенком;
  • никогда не осуждать ребенка как личность ( «Ты плохой, жадина...»);
  • предоставлять детям полную самостоятельность во всем, что неопасно для их жизни и здоровья;
  • поддерживать инициативу детей, поощряя у них стремление ставить собственные цели, помогать реализовывать задуманное.

Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю можно так:

  • с момента знакомства с детьми (в детском саду или у них дома), в процессе общения, в играх установить доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надежной опорой для ребенка в трудных и тревожных для него ситуациях;
  • установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребенком, стараться перед дневным сном или уходом ребенка домой приласкать его;
  • поддерживать и поощрять инициативу ребенка в общении со взрослыми (общения — просьбы ребенка типа: «почитай...», «покажи...», «поиграй...», «дай...»);
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • делать небольшие подарки, устраивать сюрпризы.

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу можно так:

  • вместе с остальными детьми приветствовать утром каждого приходящего ребенка (особенно новенького), а вечером прощаться;
  • побуждать детей откликаться на боль, огорчение сверстника, жалеть;
  • средствами музыки способствовать возникновению у детей эмоциональных сходных состояний;
  • установить для детей четкие правила взаимоотношений со сверстниками: нельзя бить и обижать друг друга, отнимать игрушки.

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности можно так:

  • создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта»;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (разбор, вкладывание);
  • систематически обыгрывать вместе с ребенком различные ситуации с игрушками и предметами;
  • постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает, открывая ему новые стороны предметов короткими рассказами.

Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в ДОУ

(возраст 1 год 6 месяцев до 2 лет).

Навыки самообслуживания:

- ест самостоятельно ложкой, умеет пережевывать пищу;

- перед едой моет руки;

- пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;

- своевременно просится на горшок;

- снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т.д.), пытается одеваться без застегивания;

- узнает свои вещи;

- совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или пакет.

Индивидуальные особенности:

- любит, когда читают книгу;

- рассматривает картинки;

- любит слушать музыку;

- любит рисовать.

Навыки общения:

- понимает обращенную к нему речь;

- по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;

- понимает слова «нельзя», «надо»;

- любит играть с детьми, иногда пытается вступить в контакт;

- обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.

Игровая деятельность:

- самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;

- повторяет в игре за взрослым увиденные действия;

- выполняет знакомое движение под музыку;

- играет с различными предметами, объединяя в одной игре 2 несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);

- использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошечки).

Анкета для родителей «Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад».

  1. Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период? (Да,нет)
  2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности вашего ребенка к ДОУ? (Да, нет)
  3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?(Да, нет)
  4. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?(Бодрое, уравновешенное, неустойчивое, подавленное, раздражительное)
  5. Легко ли Ваш ребенок просыпается утром? (Да, нет)
  6. Соблюдается ли режим дня для детей раннего возраста в домашних условиях? (Да, нет)
  7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные эмоции? (Да, нет)
  8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?
  9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?
  10. Умеет ли Ваш ребенок играть с игрушками самостоятельно? Как долго?
  11. Сам ли убирает ребенок игрушки после игры? (Да,нет)
  12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми? (Да, нет, иногда)
  13. Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении с незнакомыми взрослыми? (Да, нет, иногда)
  14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близким? (Да, нет)
  15. Есть у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? (Да, нет)

 

Педагог-психолог

Эклер Елена Владимировна